Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 
Аттестация Консультация "Что такое ФГОС дошкольного образования" Семинар "Технологии речевого развития"

Информация для педагогов



Методические рекомендации в помощь воспитателю по правилам дорожного движения

Педагогический совет №3  на тему: «Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО» 


Программе дошкольного образования «От рождения до школы»  присвоен гриф УМО
По информации сайтов МПАДО  Примерной основной образовательной программе "От рождения до школы" присвоен гриф УМО.  Это означает, что данная  программа рекомендована для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования.

ссылка:   http://mpado.ru/anonces/meropriyatiya/394-grif-umo-2015.html
 
 


 

Основные подходы  к переходу на ФГОС

дошкольных образовательных организаций

 

     В новом «Законе об образовании», который вышел в декабре 2012 г.  дошкольный уровень стал новым уровнем образования, которому, как и всем прочим  уровням, необходим собственный стандарт.

     Разработкой проекта стандарта дошкольного образования занимается специально созданная 30 января 2013 года  рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым.

ФГОС  дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

       09.08.2013 Премьер-министр РФ Дмитрий  Медведев заявил, что современный стандарт  дошкольного образования не должен повторять школьный стандарт. В первую

 очередь он должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у  детей.

      «Это должны быть, прежде всего, развивающие  стандарты, коммуникативные стандарты, помогающие ребенку сложиться как личности,  а не просто стандарт того, какие знания ребенок должен получить в возрасте от 3 до 6-7 лет», — сказал Медведев.

    Он отметил, что «это не должно быть повторением школьного стандарта. «Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность и современность», — подчеркнул премьер-министр.

    Одним из аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется

 здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования.

    К примеру, инновационность ФГОС определяется тем, что он сочетает в себе одновременно  индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. В чем  инновационность-то Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития  ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка.

    Разработчики между собой используют определение ФГОС — «система условий психолого-педагогической  поддержки развития детей».

    В статье 11. Закона «Об образовании» говорится «Федеральные  государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным  требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших  образовательные программы   соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от  формы получения образования и формы обучения».

      В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

     Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.

         Если школьный стандарт предполагает три направления развития  ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное  развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно  — личностное.

       В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка,  однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать  ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

 Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка. Все это является инновационными подходами к разработке стандарта.

        «В детских садах ребенок  впервые сталкивается с так называемым "общественным” взрослым (воспитателем),  поэтому одним из важных условий ФГОС  является требования к воспитателю  детского сада.

     Педагог – ключевая фигура в организации  образовательного процесса.

       Ни на одном другом  возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях  дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого  взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой  индивидуальности.

       Можем  ли обеспечить одно из основных условий Стандарта – высокий уровень профессионализма педагогов?

       Педагогические кадры должны быть квалифицированными, то есть иметь профессиональное образование. Раз в 3 года проходить курсы повышения квалификации.

       Какими качествами, компетентностями должен обладать  современный педагог?

        Процесс реорганизации всей системы  образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к  организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей  дошкольного возраста.

        В статье 20. Закона  «Об образовании» говорится, что в образовательных организациях осуществляется  инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы  образования с учетом основных направлений социально-экономического развития  Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной  политики Российской Федерации в сфере образования». Инновационная деятельность в ДОУ   направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных  технологий».

        Наряду с другими возникает еще важная проблема – необходимость педагогам «учиться в любом возрасте» - и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений.

       В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима подготовка воспитателя ДОУ, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, особенностей, что должно являться особой задачей и направлением переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

       Инновационные процессы на современном  этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных  способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый  качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных  технологий.

       Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике,  ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

    На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции  эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на развитие активности самого ребенка. В  этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.

Инновационные технологии

это система  методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на  достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном  развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

         Ни на одном другом  возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в  условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование  такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его  активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой  индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование  педагогических технологий.

        В современной образовательной практике  возникают вопросы: «Как гарантировать достижение результатов обучения и  воспитания?», «Как повысить эффективность образовательного процесса?»

         Поиск ответов на поставленные вопросы  приводят не только ученых, но и практиков к попытке «технологизировать»  воспитательно-образовательный процесс.

        Вокруг Стандарта идут дебаты в среде педагогической и родительской общественности, и те и другие высказывают свое мнение по поводу  данного документа.

       Наука говорит, что данный документ – это прорыв. По мнению директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина, «ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп. Также задачей нового стандарта является повышение культуры педагогической грамотности семьи». «Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка», – подчеркнула директор Института  психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

      Практики  считают, что наука далека от практики:  «Новый стандарт уничтожит дошкольное  образование, как систему»; «Почитали Стандарт, пребываем в лёгком шоке. Такое  ощущение, что писали его люди очень далёкие от практики. Они понимают, как  надо, но (такое складывается ощущение), не знают, как есть. Печально...»; «Документ плохо проработан»; «Писали, разрабатывали по  ФГТ, теперь снова все переделывать заново»

 В связи с этим у педагогов возникают вопросы:

 

Постановления Правительства Саратовской области от 30 апреля 2013 г. № 219-П
"Об утверждении регионального плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" на 2013-2018 годы"